Духовенство

O.Nikolay02smallИерей Николай Фатеев, день ангела — 22 мая

настоятель храма Святого праведного Алексия, пресвитера Московского

— Отец Николай, Вы пришли в Церковь в годы перестройки. Расскажите, что творилось тогда в умах обычных советских людей? Как они жили, как относились к Православию?
— Тогда для советских людей церковная тема была таинственной, потому что церквей было мало. Ищущая нового интеллигенция с энтузиазмом потянулась в открывающиеся храмы. Новое духовное пространство помогало понять, осознать себя, постигая учение Христа. Многие мои знакомые обратились к вере. В частности, мой коллега, с которым мы работали в конструкторском бюро, стал впоследствии священником. Те, кто искренно желал Бога, укрепились в Православии, хранят свою веру и развиваются. Те, кто воспринял тогда Православие как новизну, посмотрели, и остались стоять на месте. Кто не ленится, тот идет вперед, а кто не желает трудиться над своей душой — закосневает. Тема Церкви была совершенно закрытой. Я хотел прочесть Священное Писание, и для этого мне пришлось брать направление райкома комсомола, чтобы записаться в Ленинскую библиотеку. Там я с большим трудом выпросил Евангелие. Каталогизатор не хотела мне его выдавать, говорила: «Товарищ, почитайте наших апологетов атеизма. Зачем Вам нужны эти старинные книжки? Лучше почитайте советскую классику, религиозных или атеистических мыслителей. Зачем Вам Евангелие надо читать?». Я многократно настаивал, чтобы мне выдали то, что я прошу, потому что это мое право. Все, что находится в открытом фонде библиотеки, я могу свободно использовать. И вот, в тишине читального зала Ленинской библиотеки, среди людей изучающих разные научные работы, я читал Евангелие от Матфея и постигал духовную радость. Я был в полнейшем восторге! В открытом доступе не было никакой духовной литературы. Когда я стал ходить в храм, одна прихожанка дала мне репринтное издание житий святых месяца февраля, как сейчас помню. Я там читал о мученике Трифоне – 1 февраля. Настолько интереснейший был для меня пласт! Нам же предлагали в институте учить классиков марксизма, делать конспекты Маркса, Энгельса, Ленина, представляете? Нужно было сдавать научный коммунизм, это был обязательный предмет. И религия стала для меня тогда очень живой, интересной темой. Как и в древности: Господь явился Израилю и Симеон сказал Пресвятой Богородице: «се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий, – и Тебе Самой оружие пройдет душу, – да откроются помышления многих сердец» (Лк. 2,34-35) — и также, когда вера вдруг открылась многим людям, она стала доступна, свободна и невозбранна, и можно было ее исповедовать, то и открылись сердца. Кто желал постичь Истину, служить Богу, предался этому делу и до сей поры продолжает. Кто просто хотел посмотреть, послушать слова мудрости, но не хотели менять себя, те вернулись к своим прежним занятиям, так и продолжают наблюдать, но ничуть не стремятся к духовному деланию. Все как в первые века христианства, во дни первого пришествия Христа. Как сказал премудрый Соломон: «Что было, тожде есть, еже будет» (Еккл. 1, 9).

— Как, на Ваш взгляд, отличаются ли верующие  конца восьмидесятых – начала девяностых от современных верующих?
— Они какие были, такие и остались. Верующие первых веков, восьмидесятых годов прошлого века и нынешние – такие же верующие, которые искренно желают служить Богу всеми своими силами и талантами, желают украсить свою душу добрыми делами. Вера же, она в сердце человека, а сердце оно неизменно. «Создавый на едине сердца их, разумеваяй на вся дела их» (Пс. 32,15) – то есть единым Творцом созданные сердца. И те же самые плоды произрастают в сердцах наших современников: добродетели и всякие духовные радости.

— Что Вам ярче всего запомнилось из первых лет служения в священном сане?
— Сложно сказать. С каждым годом служения появляется что-то новое. Как дерево растет и на нем с каждым годом появляются новые ветви. И всякий человек, служащий Богу, растет, изменяется. Как старшекласснику галочки и крючочки, которые он писал в прописи, кажутся пустяком, а для первоклашки это нужно и важно. Так и служение в священном сане: что-то мне казалось вначале очень сложным: постижение богослужения, точное исполнение богослужебного устава и церковного обихода, а сейчас это кажется настолько простым — ну как об этом можно беспокоиться? Так легко все и просто. Сейчас — Господь благословил заниматься строительством храма и мне тоже кажется, что это так сложно, а пройдет время и все уже станет просто. Я вижу, что всегда Господь помогает, умудряет, подсказывает и милость Его безмерна.

— Как Вы узнали о своем назначении настоятелем будущего храма? Это стало для Вас неожиданностью?
— Отчасти это было неожиданностью, потому что мне никто ничего не говорил. Просто что-то спрашивали, анкеты дополнительные, фотографии, и только потом, когда меня пригласили и вручили указ, я узнал, на каком участке будет находиться храм и в честь кого он будет назван.  Как-то, во время моего дежурства, в храм позвонили и пригласили меня явиться в Патриархию. Для чего — не сказали. Когда я приехал, протоиерей Владимир Диваков вручил мне указ о назначении меня настоятелем строящегося храма, рассказал о том, как он восстанавливал свой храм. Я пока не чувствую себя настоятелем. Настоятельство сродни отцовству. Мало родиться ребенку, надо его еще и воспитать, пережить его болезни и только тогда ты поймешь, что ты – папа. При рождении ребенка ты лишь номинально отец, а де факто – становишься только в процессе воспитания. Так и в строительстве храма. Моя основная деятельность сейчас — приходское служение и окормление тех людей, которых мне Господь посылает, это наиважнейшая моя задача в любое время, при любых обстоятельствах, ну, а между службами я занимаюсь вопросами по строительству храма.

— Какими качествами должен, по Вашему мнению, обладать настоятеля прихода?
— Царь Давид был избран правителем израильского народа Богом за незлобие свое. Незлобивому и кроткому Давиду Господь пособлял. И так в псалмах интересно сказано: «От доилиц поят eго пасти Иакова раба Своего и Израиля достояние Свое. И упасе я в незлобии сердца своего, и в разумех руку своею наставил я есть» (Пс. 77, 71-72). Я думаю, что незлобие – это одно из тех качеств, которое должно быть у любого руководителя. У нас очень много поводов обижаться, злиться, а мы, несмотря на всякие невзгоды, должны хранить доброту, мир и доброжелательность.

— С какими трудностями Вам уже пришлось столкнуться при строительстве храма?
— Я еще и не знаю этих трудностей. Пока мы собрали актив, общину. Но как сказал пророк: «Аще не Господь созиждет дом, всуе трудишася зиждущии» (Пс. 126, 1). Поэтому главное, чтобы была воля Божия в строительстве храма. Мы же будем молиться и делать свое дело.

— Остается ли у Вас время для проведения его с семьей?
— Cвященник – человек, который во многом себе не принадлежит. И хотя очень много времени посвящено служению, но и обязанностей по воспитанию детей с меня никто не снимал. Поэтому хоть время есть, хоть его нет, домочадцы, дети вторгаются в жизнь папы бесцеремонно, не спрашивая разрешения. Они берут за руку и требуют внимания, участия, выслушать, посоветовать. Либо почитать сказку, помочь сделать уроки, погулять на улице.

— Ощущаете ли Вы духовную поддержку от кого-либо?
— Всегда. Радость служения приходит в сердце и от Бога, и от людей. Когда священник служит на  приходе, он молится за своих прихожан, а прихожане молятся за священника. Я многократно испытывал эту поддержку, когда бывает помощи ждать неоткуда, а она приходит. Или когда просто добрым словом люди могут ободрить и тем, что дела, которые священник делает для них, им очень важны, они говорят об этом, благодарят. Эта благодарность передается из сердца в сердце. Либо когда просят вместе помолиться, т.е. когда людям необходимо служение священника. Видя это чувствуешь, что Господь укрепляет. В другой раз устал бы уже, а силы вновь появляются. Когда делаешь нужное для людей, забываешь о своей немощи.

— Кем является священник для прихожан? В чем заключается главная цель его служения?
— Каждый прихожанин сам определяет, кто для него священник. Господь сказал: «По вере вашей будет вам» (Мф. 9, 29). Одни священники видят поставленного церковного чиновника, другие — своего духовника, отца и понимают, что Господь может через его молитву направить их к спасению, помочь духовно возрастать, постигать Бога вместе, за руку идти к Богу. Вот во время крещения священник водит за руку крещенного вокруг купели. Это образ из жизни: священник ведет человека к Богу. Если христианин желает, чтобы священник вел его к Богу, то и к словам его относится со вниманием и к самому священнику относится как к духовному помощнику, наставнику. У кого какое сердце. Так же и Христа одни видели пророком, другие Господом, третьи – обманщиком, льстецом. И в дни наши служителя Христова видят в зависимости от сердца человеческого.

— Какова, по-Вашему, должна быть роль Церкви в жизни современного православного?
— Церковь как корабль, которым люди переплывают житейское море. Если корабля не будет, люди потонут. Без Церкви тяжело исполнять заповеди, жить в мире и хранить душу в чистоте. Церковь для всякого верующего всегда являлась маяком, показывающим, какие дела угодны Богу и учат исполнять данные Им заповеди. Живущие в Церкви люди являются примером соединения жизни и заповедей Божиих.   Роль ее в жизни каждого – быть матерью, питать человека Святыми Тайнами, укреплять его душу. Понимаешь, что надо делать, а не хочется. Знаешь, что надо смирять себя, а не хочется. Осознаешь, что гордость – грех, а не хочется избавляться от нее, хочется считать себя всегда правым, правильным, совершенным. Церковь помогает человеку взглянуть на себя изнутри, увидеть недостоинства и найти силы к исправлению своей жизни. В Церкви человек открывает душу Богу, как сказано в Писании: «Открый ко Господу путь твой и уповай на Него, и Той сотворит и изведет, яко свет, правду твою и судьбу твою, яко полудне» (Пс. 36, 5-6). Сам Господь тем, кто открыт сердцем, всегда исправляет путь к радости. Как полуденное солнце в зените всем светит, так открытый Богу сердцем человек будет Богом возведен светить ближним своим, и Сам Господь его укрепит и возрадует.

Беседовала Светлана Гапонова.

О строительстве храма святого праведного Алексия Московского в Бескудниково и первой Литургии рассказал его настоятель иерей Николай Фатеев

― РАССКАЖИТЕ, ПОЖАЛУЙСТА, О МЕСТЕ, НА КОТОРОМ БУДЕТ РАСПОЛАГАТЬСЯ ХРАМ. ЗДЕСЬ КРУГОМ КРУПНАЯ ТЕХНИКА, БЕТОН. СРЕДИ ЭТОГО ВСЕГО БУДЕТ СТОЯТЬ ХРАМ?

― Мы находимся на территории автопредприятия, которое раньше размещало здесь автоколонну, а теперь стало сдавать в аренду свободные участки для различных организаций. Решением Правительства Москвы часть участка автопредприятия была передана под устройство природного комплекса и строительство храма. Автопредприятие, конечно, недовольно соседством с нами и оспаривало это решение в арбитражном суде. Дело в том, что на территории, которая теперь принадлежит храму, размещалось несколько арендаторов. И предприятие, сдававшее им территорию, терпит убыток. Суды длились в течение полутора лет, и, в конечном итоге, было принято решение оставить эту территорию нам.

У нас здесь пустынька. Территория храмового комплекса находится несколько в отдалении от городской суеты, но в то же время есть хорошее пешеходное сообщение, и храм будет располагаться в шаговой доступности от жилого сектора. В будущем здесь планируется создать парковый комплекс, в черте которого и будет располагаться храм.

― ПОЧЕМУ БЫЛО ПРИНЯТО РЕШЕНИЕ ПОСТРОИТЬ ЗДЕСЬ ХРАМ? НЕСМОТРЯ НА ТО, ЧТО В ОКРУГЕ ЕСТЬ ДВА ХРАМА, ИЗ-ЗА БОЛЬШОГО КОЛИЧЕСТВА ЖИТЕЛЕЙ ТРЕБУЕТСЯ ЕЩЕ ОДИН?

― Ближайшие отсюда ― храм святителя Иннокентия Московского, но до него неудобно добираться, и храм Георгия Победоносца на Академической улице. А этот жилой массив по ул. Линии Октябрьской железной дороги и неподалеку от Дмитровского шоссе нуждается в еще одном храме.

На Пасху прихожане повесили объявления о том, что на территории строящегося храма будет проводиться освящение куличей. И вот в Светлую Субботу в течение двух часов к нам пришло около 80 человек. Для первого раза это неплохое количество, тем более что объявления провисели всего два дня.

― ВЫ СКАЗАЛИ, ОБЪЯВЛЕНИЯ РАЗВЕСИЛИ СИЛАМИ ПРИХОЖАН. ЗНАЧИТ УЖЕ ФОРМИРУЕТСЯ ПРИХОД?

― Да, уже формируется. Господь посылает людей. Вот сегодня здесь Елена, прихожанка храма святителя Иннокентия Московского, она помогает нам по бухгалтерии, вот уже на протяжении трех лет готовит финансовые отчеты в Патриархию. Делает всё очень грамотно, быстро и безвозмездно. Знаете, Господь посылает помощников в нужное время и нужной специальности. Вот, например, раб Божий Алексей помогает по строительству: сам работает на нашем участке, организует рабочих, следит за ними и за расстановкой техники, также помогал завозить фундаментные блоки для временного храма. Кстати, мы временный храм ставим на точке, с которой его будет видно со всех сторон, потому что одна из наших проблем ― это то, что нас трудно найти, жителей смущает забор автобазы, и они проходят мимо.

― КАКОВЫ РАЗМЕРЫ ВРЕМЕННОГО И ПОСТОЯННОГО ХРАМОВ?

― Временный храм будет на 90 кв. метров. Постоянный храм должен быть площадью примерно 260 кв. м. и рассчитан на 369 человек.

Господь очень промыслительно устраивает всё, что происходит в жизни каждого человека. Вот неподалеку от нас с Вами стоят наши соседи. Они тоже арендовали раньше эту территорию для стоянки, теперь на этом месте располагаемся мы, но мы их пригласили сотрудничать, и они безвозмездно помогают нам с транспортировкой грузов. Доставка стройматериалов обходилась бы нам очень дорого, но Господь послал нам такую помощь.

― ПОЧЕМУ БЫЛО ПРИНЯТО РЕШЕНИЕ СТРОИТЬ ХРАМ В ЧЕСТЬ ПРАВЕДНОГО АЛЕКСИЯ МЕЧЕВА?

― Это решение принимается на уровне викариатства, но думаю, что выбор связан с широким почитанием праведного Алексия. Кстати, у нас есть прихожанка, которая крестилась в храме святителя Николая в Кленниках, где когда-то служил праведный Алексий Мечев, и долгое время ездила туда. А когда она услышала, что рядом с ее домом начинается церковная жизнь, рассказала об этой радости настоятелю. И тот ей сказал, чтобы она прилепилась к нашему будущему храму. Теперь она наша прихожанка, помогает, дежурит в нашей церковной лавке.

― РАССКАЖИТЕ, ЧТО ЭТО ЗА ДЕЖУРСТВА?

― На храмовой территории мы поставили сторожку, где наши прихожане ежедневно, сменяя друг друга, дежурят: принимают от населения записки, запросы на требы, рассказывают о жизни общины.

Домик нам пожертвовал отец Михаил Дудко, настоятель храма святителя Иннокентия Московского.

А вот недавно мы стали совершать Литургии. На праздник святого праведного Алексия Московского мы попробовали, и Господь помог нам в этом начинании.

― Я КАК РАЗ ХОТЕЛА СПРОСИТЬ ВАС ОБ ЭТОМ. КРУГОМ СТРОИТЕЛЬНАЯ ТЕХНИКА, НА МЕСТЕ ВРЕМЕННОГО ХРАМА ПОКА ТОЛЬКО ФУНДАМЕНТ. ГДЕ ВЫ СОВЕРШАЛИ ЛИТУРГИЮ, СТАВИЛИ ПРЕСТОЛ?

― Вот видите, ничего непонятно (улыбается), сейчас я вам расскажу. Вот наш крест ― это первое место, где мы начали молиться ― сначала мы служили молебны. Сейчас мы совершили уже две Литургии, было 15 причастников, для нас это очень отрадно. Так вот, рассказываю, где маскируется наш «походный» алтарь. Видите, вон те деревянные ворота, похожие на амбарные? Если посмотрите в щелочку, увидите там Престол. Между двумя бытовками мы сделали крышу, от дождя настелили непромокаемую ткань, поставили ворота и на время Литургии их открываем. Прихожане стоят под открытым небом, и мы молимся под сводом небес. Вот такая «походная» церковь теперь есть у нас. Пока погода позволяет молиться под небом, а к холодам надеемся с Божией помощью перебраться во временный храм. Дело в том, что временный храм тоже недешевое удовольствие, поэтому мы решили пойти таким необычным путем. Ведь главное начать служить Литургию, тогда появляется полноценная приходская жизнь.

― ОТКУДА БЕРЕТЕ СРЕДСТВА?

― С миру по нитке. В храме святителя Иннокентия Московского мы распространяем листки с указанием расчетного счета нашего храма, и прихожане перечисляют средства на строительство. На эти средства мы закупили материал, и немного осталось на оплату труда рабочих.

Также Преосвященный владыка Парамон организует сбор средств на строящиеся храмы со всего викариатства. В определенный день во всех храмах викариатства собираются средства на какой-то определенный храм. Это древняя традиция, когда храмы строили всем миром.

По мере возможности нам помогает муниципальная власть. Управа Тимирязевская выделила лавочки, обещает привезти детскую площадку.

Проект временного храма нам безвозмездно сделала одна проектно-строительная компания по моим эскизам. А строительные работы по нему мы реализуем вместе с прихожанами под присмотром ее представителя. В целях экономии приходится многое делать силами прихожан-строителей.

― НО ВЕДЬ ПРОЕКТИРОВАНИЕ ― СЕРЬЕЗНОЕ ДЕЛО, ЧТОБЫ ЭТИМ ЗАНИМАТЬСЯ, НУЖНО УМЕТЬ.

― Просто я проектировать люблю с детства. Раньше я занимался проектированием различной техники в конструкторском бюро, поэтому это дело для меня привычное. Моя светская профессия ― инженер-конструктор. Богу угодно, чтобы храм строился усердием многих людей, которые отдают свои кровно заработанные средства. Когда храм построен всем миром, тогда он будет всем дорог. А если он построен кем-то без участия паствы, это не так интересно. Когда люди радеют за строительство, молятся о том, чтобы стены храма поскорее были возведены, тогда образуется единый дух, община, приход. Это очень важно ― самому приложить руку к строительству нового храма.

― СЛУЧАЕТСЯ ЛИ ВАМ БОРОТЬСЯ С УНЫНИЕМ?

― Этого не избежать. Иногда думаешь, где же взять силы, средства? Но, как говорил премудрый Соломон: «Пройдет и это». А царь Давид говорил:

«Вскую прискорбна еси, душе моя? И вскую смущаеши мя? Уповай на Бога, яко исповемся Ему, спасение лица моего, и Бог мой».

Все через это проходили: и цари, и пророки, все были в таком состоянии, но они это бороли молитвой, верой и надеждой на Бога.

Сейчас уже многое пройдено. Меня поставили на строительство этого храма в 2012 году. Мы начинали молиться с прихожанами, но после нескольких молебнов арендаторы закрыли территорию на замок. И поскольку решение суда еще не было принято в нашу пользу окончательно, мы не стали спорить. Ну, а когда всё было определено, мы уже смело входили на свою территорию и служили молебны. Тогда здесь была огромная куча мусора, его продолжали свозить сюда, и когда мы служили молебны, нам практически под нос сваливали очередную порцию, на что мы говорили: «Спаси Господи!» Я это место даже однажды сравнил с Иерусалимом. Ведь на месте Иерусалимского храма была городская свалка, чтобы это место было безвозвратно забыто. И только при царе Константине то место очистила и освятила его мать ― царица Елена. Теперь и мы с прихожанами вычищаем это место от мусора и вымаливаем как можем. Так и спасаемся.

Отовсюду к нам есть пешие пути. Как раз напротив нас на возвышении проходит железная дорога. Под ней сделаны пешеходные переходы, так что жилой массив, который расположен за железной дорогой, не будет отрезан от возможности посещать наш храм. Вот видите «Сапсан» прошел. Очень приятно, когда молишься, любоваться достижениями современной техники, приветствовать их. Когда на прошлой Литургии я вышел с Чашей с возгласом: «Вас и всех православных христиан…», пролетал поезд Москва ― Санкт-Петербург, и я после службы говорю отцу диакону:

«Сегодня целый поезд благословил».

Вот какое у нас уникальное место! Во всём надо искать хорошее. Ведь недостатки можно найти всегда и впасть в уныние, а если посмотреть на жизнь другими глазами, увидишь, как много радости вокруг. Вот наши соседи ― коммунальные машины «Жилищник», они тоже арендуют территорию, казалось бы, чего хорошего? А они нам территорию моют. И вот перед тем, как ставить фундамент, я попросил помыть место под него. И машины тут разъезжали, смыли всю листву и мусор, и храм был поставлен на чистое место.

Храм, как ребенок. Когда он растет, время тянется долго, и хочется, чтобы оно поскорее прошло, чтобы дети поскорее выросли. А когда они вырастают, понимаешь, как было хорошо и просто. Так и с храмом. Сейчас трудности со строительством, с бетонным покрытием, в котором придется вырезать проемы для того, чтобы посадить цветы, кустарники и деревья. А потом начнутся платежи за коммунальные услуги, обустройство внутреннего убранства и так далее. Жизнь многообразна, и за все в ней нужно благодарить и славить Бога.

Беседовала Елена Варова

Адрес храма в честь святого праведного Алексия, пресвитера Московского, в Бескудниково: 127238, Москва, 3-й Нижнелихоборский проезд, вл. 1.

14 июля 2016 года

Просмотры (543)